О лицензировании медицинских отходов
На сегодняшний день в России сложилась опасная ситуация. Согласно действующему законодательству организации, предоставляющие услуги по сбору, транспортировки и обезвреживанию медицинских отходов на территории Российской Федерации, не должны иметь лицензию, разрешающую вести данный род деятельности.
Почему так получилось?
Действительно до 2013 года все компании оказывающие услуги связанные с медицинскими отходами, обязаны были иметь лицензию. Отношение в области обращения с отходами регулировалось Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Но с вступлением в силу приказа Минздрава России от 06.08.2013 N 529н “Об утверждении номенклатуры медицинских организаций” понятие “лечебно-профилактическое учреждение” утратило силу. Исходя из этого отношения в области обращения с биологическими отходами, отходами ЛПУ не подлежат регулированию Законом N 89-ФЗ и Законом N 99-ФЗ и лицензии на данный вид деятельности Росприроднадзор не выдает.
Также позиция, указывающая на неправомерность выдачи разрешительной документации в области обращения с отходами на отходы ЛПУ, а также на биологические отходы, в соответствии с действием норм Закона N 89-ФЗ и нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами была обозначена в письме Минприроды России от 25.01.2012 N 05-12-44/832.
Если до 2013 года деятельность организаций, осуществляющих сбор, вывоз, накопление и обезвреживание отходов от ЛПУ, регулировалась Росприроднадзором, то с августа 2013 года данные организации курирует надзорный орган – Роспотребнадзор.
К чему это привело?
На данный момент единственным официальным действующим документом, регулирующим отношение в области с медицинскими отходами, является СанПиН 2.1.7.2790-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами”. Данный документ описывает лишь общие требования и нормы по отношению к медицинским отходам. Естественно информации предоставленной в СанПиН недостаточно для создания безопасной системы обращения с медицинскими отходами в стране.
- Медицинские отходы класса «А», соотносимые в соответствии с указанным документом к твердым коммунальным отходам, в рамках законодательства об отходах производства и потребления определяются 4 классом опасности для окружающей среды, в то же время деятельность при обращении с отходами 4 класса опасности подлежит лицензированию. Аналогичная ситуация при обращении с промышленными отходами, соотносимыми с категорией класса «Г» медицинских отходов.
- Отсутствуют лицензионные условия и методические указания к применению организациями, оказывающими услуги в области обращения с медицинскими отходами, необходимого сертифицированного оборудования, физических и химических методов обеззараживания, технологий измельчения, спекания и прессования при обезвреживании медицинских отходов классов «Б» и «В».
- Практически полное отсутствие системы контроля и учета движения медицинских отходов за пределами медицинского учреждения. Таким образом, в субъектах Российской Федерации практически не ведется учет количества медицинских отходов, что ведет к риску нанесения ущерба окружающей среде, здоровью населения.
Какие выходы?
На основании вышеизложенного, необходимо в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предотвращения негативного воздействия на среду обитания при осуществлении деятельности с медицинскими отходами внести соответствующие изменения и дополнения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Предложения по изменению ситуации с медицинскими отходами подготовят и представят в Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды ответственные за их утилизацию ведомства. Об этом сообщил председатель комитета Владимир Бурматов 22.07.2018
Документы для скачивания: